Компетенция и Компетентность. Ключевые компетенции

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции и компетентности “закладываются” в образовательный процесс посредством образовательных технологий и изменения содержания образования. Но кроме этого должны поменяться стиль жизни, атмосфера образовательного учреждения и способ взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися.

 Как различать понятия “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция  включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, и под компетентностью следует понимать владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Там, где это возможно и необходимо, нужно разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции — относятся к общему содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

  1. Ценностно-смысловые компетенции.
  2. Общекультурные компетенции.
  3. Учебно-познавательные компетенции.
  4. Информационные компетенции.
  5. Коммуникативные компетенции.
  6. Социально-трудовые компетенции.
  7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Добавить комментарий

    Февраль 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя    
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728