На протяжении истории развития образования как системы передачи знаний шли поиски механизма воздействия на ученика, при котором цель достигалась наиболее оптимальным способом. Эти поиски шли как на уровне философского осмысления, так и не уровне дидактической адаптации. Однако, каким бы путем ученые не шли к поиску ведущих принципов обучения, очевидным была связь образования, а в нем и обучения, с духовной культурой человечества.

Связь образования с культурой признавали Кант, Гегель, Руссо, Песталоцци. Однако впервые дидактические принципы, то есть правила, которыми должны руководствоваться учителя, чтобы реализовывать общественно значимые образовательные цели, были систематизированы в работах чешского педагога-просветителя Я. А. Коменского («Великая дидактика»).

Задачу образования Я. А. Коменский видел в изучении природы, придавая огромное значение развитию внешних органов чувств, благодаря которым человек познает ее. Отсюда и основное требование к обучению — наглядность: «Было бы жестоким заставлять кого-либо делать то, что ты хочешь, хотя он не знает, чего ты хочешь… Поэтому нужно серьезно позаботиться о том, чтобы в школе для всего, что приходится делать, были истинные, точные, простые, легко понимаемые, легкие для подражания формы, и образцы, и оригиналы всех вещей, или предварительные наброски и чертежи вещей, или руководящие правила и примеры упражнения в работах». Действия по образцу, иллюстрации и доведение подражания до автоматизма приведет к тому, что «ученик, наконец, научится судить о своих и научных изображениях и их изяществе».
Большую ценность имела разработанная Я. А. Коменским система общедидактических правил, пришедших на смену догматическому обучению. К наиболее общим из них относятся:

  • учить кратко, приятно и основательно;
  • все, что только возможно, представлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.

Более конкретные правила гласят:

  • всему учить при помощи доказательств, основанных на внешних чувствах и разуме и ничему не учить, опираясь только на один авторитет;
  • изучать явления не в отрыве, не как «кучу дров», а в связи;
  • обеспечивать всегда строгую последовательность в расположении учебного материала;
  • в обучении идти не от словесного толкования о вещах и предметах, а от реального наблюдения над ними;
  • от понимания идти к запоминанию и выражению понятого в речи, а отсюда — к упражнениям в действиях;
  • следовать в обучении от легкого к трудному, от близкого к отдаленному, от общего ознакомления с предметом в целом к изучению отдельных его сторон;
  • в обучении учитывать не только возрастные, но непременно и индивидуальные особенности учащихся;
  • применять разнообразные пути и приемы в обучении.

Педагогические идеи великих мыслителей прошлого не исчерпали сегодня своей значимости. На основе идей Я. А. Коменского разработана дидактическая система «наглядного» обучения, которая является методологической основой так называемой «традиционной» школы:

  • дидактические принципы — наглядность, доступность, научность, систематичность, последовательность изложения знаний, сознательность усвоения учебного материала;
  • метод обучения — объяснительно-иллюстративный;
  • форма обучения — классно-урочная.

Однако для всех очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования.

Это сказывается как на уровне профессиональной подготовленности (например, неспособность многих специалистов сегодня ориентироваться в новых условиях, найти поворот в профессиональном росте), так и на уровне всей культуры общества. В недавнем прошлом многие научные идеи, например, кибернетика, генетика и т.д., не были восприняты именно в силу образовательной неподготовленности, многие явления духовной культуры, искусства подверглись гонению в силу неспособности общества воспринять их в духовной диалектике.

Переакцентировка ценностей в общественном сознании породила потребность в пересмотре основных принципов образования. В последние годы в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева и многих других педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические требования, которые помогут решать современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Система дидактических принципов:

  Эту систему дидактических принципов можно назвать вариативным личностно-деятельностным подходом. В современной методике и практике обучения накоплен значительный арсенал средств практической реализации этих принципов, хотя их использование носило чаще всего не системный, а эпизодический характер. Поэтому использование новой дидактической системы требует от учителя глубокого осмысления современных целей и задач обучения, роли и значении каждого из перечисленных выше принципов в этой системе. Лучше всего их внедрение подготовлено в практике работы школ, где шло освоение систем В. В. Давыдова и Л. В. Занкова.

Стоит отметить, что формирование системы дидактических принципов не может быть завершено, ибо сама жизнь расставляет акценты значимости, и каждый акцент оправдан конкретной исторической, культурной и социальной заявкой.

Добавить комментарий

    Апрель 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930