Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».

Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:

  •   способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  •   облагораживание души и сердца ребенка;
  •   развитие и становление познавательных сил ребенка;
  •   обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
  •   идеал воспитания — самовоспитание.

Основные концептуальные положения:

  1.   Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
  2.   Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
  3.   Ребенок — высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.
  4.   Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

  1.   гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
  2.   индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
  3.   мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики;
  4.   резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;
  5.   учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок — творчество, урок — игра).

Добавить комментарий

    Июль 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031