В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.

Краткое описание классификационных групп:

  • По уровню применения выделяются общепедагогические, предметные и модульные технологии.
  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.
  • По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

Трудно себе представить такие монотехнологии, которые использовали бы только какой-либо один единственный фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

  • По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологиц, интериоризаторские, развивающие. Существуют также технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам — ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы — СДП).
  • По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частно предметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
    Апрель 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930