Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько — дидактических систем):
- Классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);
- Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
- Система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
- Обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;
- Система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;
- Компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
- Система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) ~ индивидуальное обучение;
- «Программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.