Традиционное обучение, в основании которого лежит авторитарная технология, по своей философской основе является педагогикой принуждения. И основной целью традиционного обучения является формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие. И, несмотря на реалии современного общества, содержание образования в массовой школе является до сих пор технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария мозга, на предметы, формирующие духовно-нравственную составляющую учащихся, отводится лишь 3% от общего числа школьных дисциплин. Кроме того, подобное обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Но в XXI веке общество к выпускнику школы предъявляет уже другие требования, которые выражаются в том, что выпускник должен быть готов к осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях. Это должно стать главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Проблемы снижения мотивации учения, школьных перегрузок, массового нездоровья школьников, их отторжения от процесса учения связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении процесса обучения. Учителю необходимо предоставить методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе. Тенденция такова, что на смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Но на данный момент  в педагогическом сообществе нет согласованных представлений о самом предмете, что есть «образовательная технология», «технология обучения», «технологический подход в обучении».

Но также, на данный момент, отдельный учитель не в состоянии полностью отказаться от традиционного обучения и перейти к совершенно иной технологии обучения. Так, например, ввести в старшей школе новую технологию обучения возможно будет лишь в том случае, когда  младшая и средняя школы также выйдут из рамок традиционного обучения.  Если учащиеся старших классов все предыдущие годы учились в рамках традиционной технологии, то попытка ввести их в систему обучения, например, без четкого деления на предметы или поместить в условия отсутствия достаточно жесткого контроля повлечет за собой выпадение многих учащихся из учебного процесса. Ученики старшей школы, как правило, нацелены на поступление в вузы, и классно-урочная система, часто трансформируемая в уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, в определенной мере готовит ученика к продолжению обучения. Учитывая это, учителя сознательно остаются в рамках традиционного обучения.

Очевидно, что на переходном этапе из всего многообразия педагогических инновационных технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой.

Вывод: развитие образования должно идти эволюционным путем, а любое нововведение должно быть подготовлено.

Сравнительная характеристика образовательных моделей

Особенности Традиционная«Знаниевая» педагогика Инновационная«Способностная» педагогика
1 Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности
2 Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития»
3 Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект — объектный Субъект — субъектный
4 Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди»
5 Характер и стиль взаимодействия Авторитарность монологичность, закрытость Демократичность диалогичность, открытость, рефлексивность
6 Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
7 Формы обучения Иллюстративно-объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский
8 Ведущий принцип «продавливания» «выращивания»
9 Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный
10 «Формула обучения» Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность — рефлексия — знания
11 Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
12 Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант
13 Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Добавить комментарий

    Декабрь 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031