Традиционное обучение, в основании которого лежит авторитарная технология, по своей философской основе является педагогикой принуждения. И основной целью традиционного обучения является формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие. И, несмотря на реалии современного общества, содержание образования в массовой школе является до сих пор технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария мозга, на предметы, формирующие духовно-нравственную составляющую учащихся, отводится лишь 3% от общего числа школьных дисциплин. Кроме того, подобное обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Но в XXI веке общество к выпускнику школы предъявляет уже другие требования, которые выражаются в том, что выпускник должен быть готов к осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях. Это должно стать главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Проблемы снижения мотивации учения, школьных перегрузок, массового нездоровья школьников, их отторжения от процесса учения связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении процесса обучения. Учителю необходимо предоставить методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе. Тенденция такова, что на смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Но на данный момент в педагогическом сообществе нет согласованных представлений о самом предмете, что есть «образовательная технология», «технология обучения», «технологический подход в обучении».
Но также, на данный момент, отдельный учитель не в состоянии полностью отказаться от традиционного обучения и перейти к совершенно иной технологии обучения. Так, например, ввести в старшей школе новую технологию обучения возможно будет лишь в том случае, когда младшая и средняя школы также выйдут из рамок традиционного обучения. Если учащиеся старших классов все предыдущие годы учились в рамках традиционной технологии, то попытка ввести их в систему обучения, например, без четкого деления на предметы или поместить в условия отсутствия достаточно жесткого контроля повлечет за собой выпадение многих учащихся из учебного процесса. Ученики старшей школы, как правило, нацелены на поступление в вузы, и классно-урочная система, часто трансформируемая в уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, в определенной мере готовит ученика к продолжению обучения. Учитывая это, учителя сознательно остаются в рамках традиционного обучения.
Очевидно, что на переходном этапе из всего многообразия педагогических инновационных технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой.
Вывод: развитие образования должно идти эволюционным путем, а любое нововведение должно быть подготовлено.
Сравнительная характеристика образовательных моделей
№ | Особенности | Традиционная«Знаниевая» педагогика | Инновационная«Способностная» педагогика |
1 | Цель | Формирование знаний, умений и навыков | Развитие личности |
2 | Интегральная характеристика | «Школа памяти» | «Школа развития» |
3 | Преобладающий тип и характер взаимоотношений | Субъект — объектный | Субъект — субъектный |
4 | Девиз педагога | «Делай как я» | «Не навреди» |
5 | Характер и стиль взаимодействия | Авторитарность монологичность, закрытость | Демократичность диалогичность, открытость, рефлексивность |
6 | Формы организации | Фронтальные, индивидуальные | Групповые, коллективные |
7 | Формы обучения | Иллюстративно-объяснительные информационные | Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский |
8 | Ведущий принцип | «продавливания» | «выращивания» |
9 | Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником | Репродуктивный, воспроизводящий | Продуктивный, Творческий, Проблемный |
10 | «Формула обучения» | Знания – репродуктивная деятельность | Проблемная деятельность — рефлексия — знания |
11 | Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия |
12 | Функции учителя | Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний | Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант |
13 | Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности |
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.