Метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала
Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом (от лат. illustratio — изображение, наглядное пояснение и demonstratio — показывание). Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний.
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.
Метод и его назначение |
Функции учителя |
Функции ученика |
Средства обучения |
Условия успеха |
ДЕМОНСТРАЦИЯ Заключается в наглядно-чувственном ознакомлении с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде, используется с внешним видом предмета, его внутреннем устройством |
Педагог должен направлять внимание учеников на существенные стороны демонстрируемых явлений, правильно сочетать различные методы | Зарисовка, наблюдение, исследование, осмысление, обнаружение связей | Исследуемые объекты (в натуральном виде) искусственные заменители натуральных объектов | Активное участие учеников, правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учеников на существенные стороны явлений, сочетание с другими методами |
ИЛЛЮСТРАЦИЯ — показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т.д. Они существенно облегчают процесс формирования понятий | Определить оптимальный объем иллюстрируемого материала, подготовить заранее иллюстрации, правильно использовать методику показа | Осмысление, восприятие, сделать выводы | Диаграммы, графики, схемы. Таблицы, карты, плакаты и т.д. | Методика показа, сочетание с другими методами, использование раздаточного материала |
ВИДЕОМЕТОД — экранное преподнесение информации, которое служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т.е. выполняет все дидактические функции | Подбор нужного материала, умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы | Осмысление, восприятие, делать выводы, выделение необходимой информации, самостоятельное исследование | Проектор, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрывателя, видеомагнитофон, а также компьютер с дисплейным отражением информации | Наличие видеотеки, учебный процесс должен отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью |
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.